Православные песнопения - звучащая молитва

Богослужение православной церкви строится на трёх формах богословия. Богослужение невозможно без таинства и учения церкви, иконописи и церковного песнопения. Эти три формы богословия сливаются воедино в церковном богослужении.
Русское православное церковное песнопение, как и православная русская икона, зодчество занимают особое место в русской и мировой культуре. Богослужебное песнопение –  это особенное молитвенное состояние, а уже потом явление искусства. Пение начинается на небесах в ангельском славословии, подхватывается земными служителями в храме и звучит в каждом верующем сердце и дальше раздается в вечности. Во время восприятия церковного пения происходит диалог с Богом. Уже здесь на земле верующий становится причастником будущей блаженной жизни.
Благодаря богослужебному пению, можно
понять бесконечное через конечное. В церковном пении происходит движение души вверх, восхождение к Всевышнему.
Православное пение строго связано с богослужением, подчинено Уставу и имеет чёткий план чередования и последовательности. Композиторы, пишущие светскую музыку основываются на личностно-субъективном опыте, в то же время богослужебное пение строго канонично.
Церковное песнопение отличается от нецерковного тем, что оно является формой самого богослужения. Церковное пение формируется на основе богослужебного текста и чина. Оно является мелодической проповедью, его даже называют звуковой иконой богослужения, оно обрамляет ритуальные действия, подчеркивает его сущность.
Лучшие образцы церковного искусства приводят слушающего в состояние внутреннего пения и приобщения человека к Создателю. Человек становится готовым и способным исполнять Божью волю.
Во время богослужения в православной церкви не используется инструментальная музыка. Этот обычай имеет древнее основание. Отцы Церкви во время формирования восточного обряда отвергли музыкальные инструменты из-за того, что они использовались язычниками в своих обрядах. Игра на музыкальных инструментах древнерусским человеком воспринималась как собственный порядок, который не нуждается в Божьем водительстве. Музыкальная игра воспринималась как пагубная и богоборческая деятельность.
Русская православная церковь своим инструментом использует слово. Хваление Бога надлежит быть живым и одухотворённым, в нём сам человек становится музыкальным инструментом.

Пленительность православного песнопения для всего мира объясняется тем, что в ней средства музыкальной выразительности: ритмика, мелодика, регистровая и ладовая организации подчинены основной цели – стремлению вверх, от мрака к свету, от земного к небесному. Красота церковных распевов строится не на внешних средствах выразительности, а в том, что благодаря этому пению можно услышать красоту внутри сердца.
При соприкосновении с Божественным началом эмоциональный мир человека преображается, изменяется его духовная жизнь. Он становится умиротворённым, спокойным, радостным, стремится вести праведный образ жизни. Самое главное – человеческое сердце начинает быть открытым к восприятию Божьей Благодати и Она его изменяет.
Благодаря воздействию на самые сокровенные стороны человеческой природы церковное песнопение обладает катарсическим, очистительным свойством.
Насыщение Божественной благодатью, сопричастность всех участников духовной реальности церкви – является главной целью богослужебного пения.
Русская православная музыка развивалась в свете святоотеческого учения, оформилось в соответствии с характером православного мироощущения. Православное пение обладает строгостью, суровостью, величием и бесстрастностью напева.
К нашему времени оформилось три стиля богослужебного пения: кафедральное, приходское и монастырское. Русское церковное пение ассоциируется, прежде всего, со знаменным распевом, который является старейшей формой богослужебного пения.

В современной русской православной церкви звучит пение не совсем похожее на то древнее пение, которое звучало тысячу лет назад. Со временем многое изменилось, но в нём всё также звучит суровая торжественность, особая отрешённость, величественность, которая настраивает человеческую душу на возвышенный лад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий