Святки - от Рождества до Крещения

Период от Рождества до Крещения богат на народные, нецерковные традиции, уходящие корнями в дохристианские времена. Это период так называемых святок. Само название «святки» означает святые или праздничные дни. Одно из названий этого периода – Коляда.
Период Святок, прежде всего, богат на символику борьбы света и тьмы, наступления поворота от зимы к лету, так как именно на этот период приходится время после зимнего солнцестояния и убывания темного времени суток. На этот же период приходится начало новолетия, смена одного года другим, что в народном традиционном мировоззрении связывается с борьбой хаоса и космоса, рождении нового, обновленного мира, который должен пройти от смерти к возрождению. С этим же связывается и поверье о том, что именно на этот период приходится открытие заслонов между мирами живых и мертвых, когда умершие предки могли посещать землю и своих живущих родичей, время разгула нечистой силы.

Ритуалы перехода, совпадающие с периодом Святок, сопровождались обрядами так называемых ритуалов бесчинств, когда снимались традиционные социальные запреты, что сопровождалось всяческими шуточными ритуальными в обычное время неприемлемыми действами. Считается, что эти ритуалы символизировали разгул нечистой силы (ведьм, чертей, оборотней и прочих).

Разгул нечистой силы, выпущенной по народным поверьям Богом в честь рождения Христа, приходится со второго дня после Рождества и до Крещения (особенно активно после щедрого вечера), когда она должна исчезнуть. С защитой от нечисти связывались множественные запреты на поведение и исполнение многих видов работы в этот период: запрещалось убирать остатки еды со стола (она должна была достаться духам), поднимать упавшие столовые приборы, пользоваться ножом и т.д. Кроме того, запрещалось выносить мусор, заниматься многими домашними делами (вязание, шитье, ткачество, стирка и т.д.).
Неотъемлемым атрибутом святочного цикла были ритуальные шествия и игры колядников, ряженых, облаченных в перевернутую наизнанку одежду, с ритуальными масками (в частности козы), что должно было также отпугивать нечистую силу (хотя некоторым образом сами ряженые эту нечистую силу и символизировали). Христианским добавлением к этим ритуальным шествиям стала Вифлеемская звезда, которую на шесте обязательно носили с собой.
Непременным атрибутом Святок были и колядки, исполняемые колядниками в канун Рождества, сам день Рождества, следующий день за ним, а также в Щедрый вечер и Крещенский сочельник. Колядников обязательно нужно было умилостивить в знак удачи и благополучия в новом году.
Присутствие душ умерших предков по народным поверьям связано и с возможностью узнать свое будущее, что особенно наполняет этот период гадательными традициями (так называемыми святочными гаданиями).
Особое значение имеет первая половина святочного цикла до начала Нового года, именно в этот период особо строго соблюдались всевозможные предписания и запреты.
Вторая половина Святок, начинающаяся после новолетия (с 31 декабря на 1 января по старому стилю, или с 13 на 14 января по новому стилю) знаменуется Щедрым вечером, кануном наступления Нового года. Он также носит название Васильева дня по празднуемой на следующий день памяти святого Василия Великого, или Меланьей (Маланкой) по дню памяти преподобной Меланьи. Первая половина Святок кое-где носила название святых вечеров, а вторая – щедрых вечеров.

Канун наступления новолетия, делящего период Святок на две части, знаменуется особыми ритуалами и обрядами, призванными обеспечить богатство и изобилие в наступающем году, в частности плодородия скота и земли, что, среди прочего, обеспечивалось обильными кушаньями, обрядами щедрования и посевания. Это было время Сытной или Богатой кутьи. Предновогодний вечер также сопровождается девичьими гаданиями о своей будущей судьбе.
Крещенский вечер также носит название Второго сочельника (первый на Рождество) или Голодной (Бедной) кутьи. Накануне Крещения тщательно убирался дом, все, что осталось от Святок (украшения, мусор и прочее), соблюдался строгий пост, готовились специальные ритуальные блюда, совершались специальные магические ритуалы, призванные оградить членов семьи и дом от нечистой силы. Святой водой с помощью охапки колосьев или сушеных трав окроплялись помещения, чертились знаки креста на дверях и оконный рамах.
Крещенский сочельник является главным временем для святочных гаданий.

Центральным блюдом крещенского сочельника является голодная (постная) кутя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий