Медовый Спас и Успенский Пост

Медовый Спас имеет много названий и переплетается со многими историческими событиями, память которых отмечают в этот день. Это День Животворящего Креста, и Крещение Руси и праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в ознаменование победы (в 1164 г.) русской дружины во главе с великим князем Андреем Боголюбским  над поволжскими болгарами, и  победы греков   над сарацинами.

14 (1) августа православная церковь совершает крестный ход в честь  «Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня» В Греции на заре становления христианства был обычай – обносить улицы Константинополя крестом, чтобы освятить их и изгнать болезнетворный дух, который часто одолевал город в августе месяце. А жители города должны был поклоняться кресту.
 Перед великими праздниками Преображения Господня с 14 по 27 августа, верующие соблюдают успенский пост. Он не такой суровый как Великий Пост, что предшествует Пасхе, но верующие серьезно относятся к этому православному обычаю. Каждый день недели имеет свои законы питания. Например, в понедельник, среду и пятницу вкушать надо только сухую пищу, т. е., минуя приготовление ее на огне. Вторник и четверг – можно варить, но без масла. А в субботу и воскресенье можно выпить вина и вкусить масла. В праздник можно есть рыбу, но только один день. (Не досягаем мною голубиный смысл таких церковных ограничений, если честно)
Кроме Медового Спаса (в этот день пчеловоды заламывают соты) праздник еще имеет название Спас на воде. По традиции в этот день чистили старые колодцы, освящали новые, совершали крестные ходы к водоемам и родникам. Вода – это жизнь и здоровье. Не обходили внимание и домашний скот – обмывали коров, лошадей, коз и прочую домашнюю животину.Как я уже сказала, православные праздники часто многогранны и Медовый Спас имеет третье название -день  семи святых мучеников Маккавейских и их матери святой Соломонии.  Они стали символом несгибаемости и соблюдения заповедей господних. Медовый Спас еще называют "Мокрый Маккавей".
В русской крестьянской культуре имя "Маккавей" связывают с маком, созревающим в это время, семена которого  веют (очищают от кожуры). В кушанья, подаваемые к праздничному столу, добавляли мак и мед.  Пеклись и подавались постные изделия из теста с маком и медом. Трапеза же начиналась блинами с маком. Мак растирали и приготавливали маковое молочко с медом, в которое обмакивали блины. В России – это макальник, на Украине – макитра,  в Белоруссии – макатер.

4 комментария:

  1. Ограничения на род пищи и пост как таковой непосредственно связан с аскетической практикой Церкви. Пост необходим для ослабления плоти, которое помогает в деле духовного совершенствования. Это если кратко :)

    Хотя до 11 века был только один обязательный пост - Великий. Все остальные существовали в качестве традиции и не были выполняемы в обязательном порядке. Но с течением времени эта традиция стала обязательной практикой.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Фалева22 июля 2011 г., 18:56

    В Украине праздник называется "Маковій", походит оно от того, что веют мак, но звучит именно так: сочно, вкусно и таинственно. А еще очень вкусны постные лепешки (булочки), размоченные в смеси размятого в макитре мака, меда и воды.

    ОтветитьУдалить
  3. Андрей Сурначев26 июля 2011 г., 13:23

    Существует теория, что даты постов и спасов никак не связаны с библейскими событиями. А грубо говоря имеют под собой материальное основание. То есть что бы народ не ел не поспевшие овощи и не обжирался после сбора урожая.

    ОтветитьУдалить
  4. Раньше считали, что именно с этого дня пчелы уже не собирают пыльцу, хотя это не так. И поэтому люди, чтившие древний обычай начинали, есть мед только после первого Спаса, эта традиция дошла и до наших дней, хотя о ней уже мало кто знает.

    ОтветитьУдалить