Что общего между праздником Троицы и песней "Во поле береза стояла"?


Странно это или нет, но в православных праздниках очень часто встречаются отголоски языческой культуры. Переплетение христианских и языческих традиций очень характерно для русских православных праздников.  Вот и получается, что каждый праздник имеет две ипостаси – религиозно-церковную и народную. Троица – именно тот праздник, где тесно переплелись языческие и христианские традиции и существуют рядом уже не одно столетие.  Христианская Троица отмечается
на 50й день после Пасхи и через 10 дней после Вознесения. А так как Пасха - праздник подвижный, то и Троица не имеет определенной даты.  Ее празднуют  в мае или  начале июня.  По библейской легенде сошел на апостолов Святой Дух в виде огненных языков и дал им способность понимать и изъясняться на разных языках, чтобы пошли они по миру и проповедовали Христа и его учение. Приняв крещение, как символ уверования во Христа, пошли его ученики по миру распространять Веру Христову.  Так открылась третья ипостась Триединого Бога – Святого Духа.  Вот религиозная основа праздника Троицы – пришествие на землю Духа Святого.

Праздник Троицы многогранен. Это не только народный Семик, но и ряд обычаев, связанных с поминовением усопших. Троицкая родительская суббота известна всем. Полагается посетить могилы умерших родственников и помолиться за них. В воскресенье надо идти в храм на праздничную службу, а в понедельник – Духов День. В этот день нельзя трогать землю. Причем по народным поверьям тоже налагается запрет на всякого рода работы, связанные с землей – земля беременна и тревожить ее -  великий грех. По церковным обрядам Духов день – это день, когда спускается Святой Дух на землю в виде голубя и озаряет наши души благодатью и пониманием Веры Христовой.
Что касается Троицы как народного праздника, то именно эта сторона празднования уходит корнями в язычество.  Семик  или Зеленые святки имеет свои традиции, связанные с окончанием весенних работ и началом лета.  Главным символом праздника была береза. Наверное  потому, что она первой распускала листву и была олицетворением силы роста, которую необходимо было использовать во благо.

 Березой украшали жилища и храмы, устилали полы и дворы, чтобы целительная сила пропитала стены.  Особым почитанием береза пользовалась у незамужних девушек. Сначала шли в лес ее выбирать и «заламывать» потом несли в деревню и втыкали где-нибудь на улице (возможно в современном понятии сказали бы – на площади). После чего ее «завивали – украшали лентами и водили вокруг нее хороводы, пели песни, плясали.  Ничего не напоминает? «Некому березу заломати» или «Я пойду-пойду погуляю, белую березу заломаю». Вот глубинный смысл самой известно у нас народной песни «Во поле береза стояла».  Песня, в которой подробно  рассказывается об обрядах  Семика  или зеленых святок. Семик начинали праздновать в четверг перед Троицей,  а в воскресенье,  как раз на Троицу березу развивали – расплетали ленты, ломали прутики и пускали березу по реке.  Девушки опускали в реку свои венки с наблюдали, что с ним будет, таким образом гадая о своей будущей судьбе.
 Если венок уплывал и причаливал к другому берегу – значит быть девушке в этом году замужем. Если же тонул – жди беды – разлука, расставание, боль или даже смерть – вот что сулил утонувший венок. Ну а если венок стоял на месте – никаких изменений в жизни девушки не ожидалось, и замуж она пока не выйдет. Кого-то это радовало, а кого и огорчало.  В разных областях Семик праздновался по-своему, с учетом местных географических и экономических особенностей. Но неизменным оставалась береза, как символ Зеленых Святок, празднование которых так тесно переплелось с православной Троицей. 

1 комментарий:

  1. Спасибо за то, что вы затронули и популяризируете тему христианства. Она многогранна и всегда нова, несмотря на свой возраст. В круговороте дней всегда не хватает чего-то светлого и радостного. Все, о чем вы говорите на страницах своего сайта - бальзам на нашу душу, в которой поселяется тихая радость.

    ОтветитьУдалить